IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> Историческо-географические особенности хлебопечения, Национальный хлеб. Путешествия хлебопека.
Мамука
сообщение 13.5.2012, 9:34
Сообщение #1

Активный участник
Вставить ник   Цитировать выделенное
Группа: Хлебопеки
Сообщений: 924
Регистрация: 29.4.2011
Из: Мурманск
Пользователь №: 6631
Спасибо сказали: 1102 раз(а)

Модель хлебопечки: LG-156JE, Panasonic 2500
Имя: Наталия


Дорогие мои форумчане. Как то так получилось, что на нашем форуме нет подобной темы. Меня же она давно занимает. Интересуюсь, где ,что и как пекут. Собственно, информации подобной много, надо просто найти и систематизировать ее. А на мысль создать эту тему меня натолкнула недавно просмотренная мною передача на ТВ про немецкий хлеб. Авторы сюжета-британские журналисты laugh.gif -утверждали что в Европе черный хлеб пекут только немцы. Сразу возник вопрос-а как же мы? Или Россия-уже не Европа? Ну, хорошо, а финские ржаные хлеба? А знаменитые литовские заварные ржаные хлеба с тмином?
Но, конечно же, в данной теме я хочу рассказать не только о ржаном, но и всех остальных видах хлеба, выпекающегося в той или иной местности. А вы, дорогие форумчане, присоединяйтесь, дополняйте. Буду благодарна носителям аутентичных рецептов, если вы выложите их в данной теме.
Начну с Германии. Ибо считаю их кулинарные привычки очень схожими с российскими.

Хлеб в Германии
Основа любого завтрака в Германии – хлеб и булочки. Назвать точную цифру сортов хлеба никто не берётся, потому что почти в каждом городе и регионе есть свои особые сорта, а, кроме того, едва ли не каждый день появляются новые, «модные». Конечно, тут тоже усиливаются модные тенденции. Например, сейчас последний крик – это диетические сорта с пониженной калорийностью. А кроме того, в Германии вы найдёте хлеб с любыми добавками: картофельный хлеб, морковный, капустный. Хлеб с оливами, хлеб с орехами, хлеб с тыквенными семечками… Вообще, наверное, нигде в мире не потребляется больше чёрного зернового хлеба, чем в Германии.
Есть в Германии популярные сорта хлеба, которые нравятся всем без исключения жителям, например претцель- симпатичный на вид, а главное вкусный крендель, натертый сливочным маслом и посыпанный молотым кумином, который принято подавать к пиву. А есть и сорта для гурманов, в состав которых входят экзотические ингредиенты: угуаровая камедь, морская соль и мука плодов рожкового дерева.

Одним из таких уникальных сортов хлеба является бамбергский фладен- оригинальное название сапельборт, что означает отбивать тесто пока оно не станет плоским, который вот уже более 150 лет производят в маленькой семейной пекарне Шюлеров в городе Бамберг. Этот хлеб имеет почти полметра в диаметре, очень пряный и пропеченный. Продается сапельборт только в Бамберге и еще в нескольких специализированных магазинах в Нюрнберге, Гамбурге, Штутгарте и Берлине по немалым ценам.
Надо заметить, что ржаные сорта хлеба более характерны для северных областей Германии, а пшеничные-для южных. Видимо, это обусловлено погодными условиями и качеством почвы, благодаря которым на севере лучше выращивать рожь и ячмень, а на юге пшеницу.

Как пекли хлеб в Германии.
Раз в две-три недели в крестьянском хозяйстве выпекали хлебы, посвящая этому целый день. Все хозяева в деревне, у кого была мука, дрова и печь для выпечки, изготовляли хлеб сами, либо в собственной печи, либо в общинной пекарне. Социально незащищенных жителей деревни снабжал деревенский пекарь, эта должность издавна существовала в общинах. На него также в любом случае возлагалась обязанность выпекания белого хлеба и пирогов. Об этом говорит нам старинная детская песенка: "Пеки, пеки пироги, пекарь звал, скорей беги..."

Часто ли устраивали день выпечки и сколько пекли хлеба, зависело от числа едоков, размеров хлебопекарной печи и от возможностей для хранения выпеченных караваев. Но существовал такой принцип: если возможно не есть свежего хлеба, так как старый хлеб сытнее и "спорее", его можно резать более тонкими ломтями и его идет в пищу не так много. Отсюда немецкое изречение, гласящее, что свежий теплый хлеб разоряет самых богатых крестьян. По смыслу оно соответствует русской пословице: "Оттого мы оголели, что сладко пили-ели".

Приготовления

Это слово не зря стоит во множественном числе. Здесь нужно говорить не о дне, а о днях выпечки, так как работа занимала не один день. И накануне, и после дня выпечки у женщин хлопот был полон рот. В день, предшествовавший выпечке, они делали все приготовления: приносили дежу, миски, противни и другую утварь. В некоторых домах тяжелая дежа имела свое постоянное место в кухне или пекарне. Деревянная крышка дежи служила обычно столом; в день выпечки ее снимали и иногда использовали в качестве разделочной доски. Женщины приносили муку - темную для черного хлеба, белую - для белого из ларя на чердаке, просеивали и отмеряли или отвешивали ее. На 1 кг хлеба нужно было примерно 650 г муки. Обычно выпекали трехфунтовики, караваи весом 1,5 кг. Если печь вмещала восемь таких караваев, нужно было подготовить 12 кг муки. Зимой это делали накануне, чтобы мука с холодного чердака успела прогреться.

Дрова, будь то хворост, круглые поленья или колотые чурки, должны быть сухими. Кроме того, муку надо было просеять, а в день выпечки нет времени для этой длительной операции. Тесто ставили тоже накануне. Для этого хозяйка к оставленной от предыдущей выпечки закваске подмешивала муку и теплую воду, чтобы тесто бродило и затем вносила эту закваску в уже взвешенную и высыпанную в дежу муку, сделав в ней углубление. До утра прикрывали квашню полотенцами или мучным мешком. Если в тесто добавлялся вареный хорошо растолченный картофель, его тоже приготовляли накануне.

Топка печи и приготовление теста

На следующее утро, очень рано, еще до работ на скотном дворе, растапливали печь. Для разведения огня брали сухой хворост, затем подкладывали круглые поленья, сучья или колотые дрова, коротье или метровки, в зависимости от того, чем располагали в данной местности. Во многих местах топили исключительно хворостом. Круглые поленья - это сучья толщиной в руку и длиной около метра. Метровки - это расколотые надвое сучья примерно метровой длины.
С помощью кочерги огонь постепенно распределяли по всей поверхности. Сколько нужно дров, знали по опыту. Их подкладывали, пока печь не нагревалась в достаточной мере.
Между тем в кухне полным ходом шло приготовление теста. В дежу, где уже находились мука и опара, добавляли воду, соль и дрожжи. Затем работники вымешивали эту массу до получения однородного, пластичного теста, отстающего от рук и от стенок квашни. Длительность вымешивания зависела от количества теста и числа работников. Замешивание - очень утомительный труд требующий силы и терпения. Тяжело приходилось девушкам и женщинам, которые чаще всего выполняли эту работу. Они даже не могли вытереть пот со лба, так как руки у них были в тесте. Приходилось просить кого-нибудь оказать им эту услугу. Замес укрывали полотенцем и давали ему расстояться в течение получаса, часа или дольше, в зависимости от состава теста.
Поскольку дрова были дороги, все старались хорошо использовать печной жар и пекли в этот день не только черный, но и белый хлеб, и плетенки из дрожжевого теста. До выпечки черного хлеба пекли открытые пироги с начинкой.

Обминка караваев

Тем времени корзиночки для хлебов уже готовы, выстланы салфетками и посыпаны мукой. Можно начинать формовку хлебов. Работница ножом отделяет от теста комок весом 1-2 кг и кладет его на посыпанный мукой стол или разделочную доску. Одной рукой она раз за разом поворачивает этот шар, а другой загибает края внутрь к середине. Такая обминка высвобождает клейковину муки и препятствует образованию воздушных пустот в тесте. Получается круглый или продолговатый каравай с гладкой верхней и складчатой нижней стороной.

Его кладут еще раз расстояться в корзинки. Складчатая сторона теперь оказывается наверху, но впоследствии она опять будет внизу. После формовки всех хлебов их прикрывают кончиками положенных в корзинки салфеток и оставляют в покое. Теперь время сажать в печь открытые пироги с начинкой.

Подготовка печи

Сначала нужно было выгрести угли. Их сгребали кочергой к устью печи, и ссыпали в приготовленную заранее жестяную угольницу. Деревянную кочергу при этом окунали в ведро с водой, стоящее рядом с печкой. Необходимость в этом отпала при появлении железного инвентаря. После этого печной под чисто выметали веником или "помелом" - тряпкой на длинной палке так, чтобы не оставалось углей и золы. Потом проверяли как нагрета печь, и можно было сажать в нее хлебы.

Температуру определяли различными способами. Когда-то подносили к своду печи ржаные колосья и помахивали ими. Если зерна бурели, - жар был нормальным; если они чернели, то в печи было слишком жарко и сажать хлебы было слишком рано. В другом случае бросали в печь горсть муки и определяли температуру по ее побурению. Говорят, что кое-где хозяйки, бросив муку в печь, читали «Отче наш», если мука к окончанию молитвы слегка подрумянивалась, температура в печи была нормальной. Другие клали в печку газетный лист, который служил аналогично муке индикатором температуры. Многие определяли нагрев печи рукой, которую осторожно просовывали в печь и вели при этом счет до какого-то определенного числа. Если рука выдерживала жар, то температура была нормальной. Словом, все придерживались собственных методов. Надежней всего было использовать каждый раз одинаковое количество таких же дров, но и то возможны были отклонения. Однако каждая крестьянка знала "свою" печь и опыт подсказывал ей, когда сажать хлебы. Но вот температуру в печи сочли нормальной. Пора выпекать пироги.
И рецепты.
Пумперникель на нашем форуме есть. Хочу только добавить, что настоящий пумперникель печется из ржаной муки, путем длительного выбраживания (около 2 суток) при определенной температуре, и, конечно, без добавления какао и кофе. Думаю, в домашних условиях, в газовой или электрической духовке мы не сможем его сделать. Потому все пекут упрощенный вариант этого знаменитого хлеба. Кстати, французы, которые предпочитают пшеничный хлеб, причем пышный и хрустящий, впервые попробовав пумперникель- во время наполеоновских войн-,пришли в ужас от такого хлеба и говорили, что его способен есть только Никель, конь императора. f53650ef9540.gif

Претцели.
вода - 2 стакана
- сахар - 1/2 стакана
- сухие дрожжи - 2 ч. л.
- мягкое сливочное масло - 1/4 стакана
- йогурт - 1 ст. л.
- соль - 2 ч. л.
- пшеничная мука - 6.5 стаканов

для соуса:
- вода - 2 ст. л.
- масло - 2 ст. л.
- крупная соль - по вкусу
Смешать теплую воду, сахар и дрожжи, оставить, пока не запенится. Добавить йогурт, масло и соль, прибавить муку и замесить упругое тесто. Накрыть посуду с тестом салфеткой и оставить на 4 часа.


Раскатать тесто в жгут, разделить на 32 части, после чего раскатать каждый кусок в жгутик длиной 50 см. Придайте каждому жгутику форму претцеля (кренделя, узелков или коротких палочек).


Смазать претцели масляным соусом, слегка посыпать (со всех сторон) крупной солью. Положить на смазанный противень. Оставить на 1 час. Выпекать в горячей духовке 15 минут до золотисто-коричневого цвета. Остудить на проволочной подставке.
Некоторые рецепты для получения хрустящей корочки рекомендуют перед выпечкой обваривать крендельки в кипящем содовом растворе (2 чайных ложки соды на литр воды).
Пост подготовлен по материалам сайтов "балтийский хлеб", "тарелочка".
Ну что ж, дорогие мои, жду ваших комментариев и дополнений, а так же рецептов хлеба из Германии. А я в следующий раз планирую рассказать об ирландских традициях хлебопечения.


Перейти в начало страницы
 
поделись с друзьями
+Цитировать сообщение
 
Начать новую тему
Ответов
nattela.v
сообщение 18.5.2012, 15:50
Сообщение #2

Активный участник
Вставить ник   Цитировать выделенное
Группа: Хлебопеки
Сообщений: 3168
Регистрация: 3.3.2012
Пользователь №: 10697
Спасибо сказали: 7163 раз(а)

Модель хлебопечки: Panasonic SD-ZB 2502 BTS
Имя: Наташа


Мамука, d8972a5723bd.gif Ваша тема очень понравилась!!! sorry.gif, что снова пишу в Вашей теме о сладком хлебушке, но куда писать ещё gtgthhj.gif???

По христианской традиции, когда-то в Кейсарию Каппадокии в Малой Азии, где епископом был Великий Василий, вторгся Субпрефект Каппадокии с намерением разграбить ее. Тогда Великий Василий попросил богачей своего города принести все золото, которое они могли собрать, чтобы подкупить наступающего завоевателя. Действительно, собралось много драгоценностей. По преданию, или ввиду того что Субпрефект передумал, или (по другому мнению) с помощью чуда, когда Святой Меркурий стаей Ангелов оттеснил его армию, Субпрефект избавил город от надвигающейся катастрофы. Но когда Великий Василий собрался отдать драгоценности их владельцам, не зная кому что принадлежит, он дал указ испечь маленькие буханки хлеба, в которые поместил по одной из монет или драгоценностей и раздал их жителям на следующий день после заутрени. Это событие вылилось в двойную радость, наряду с избежанием разгрома города и обычай продолжился после его смерти в память о нем (празднование Святого и Великого Василия).
Первое января в Греции отмечается как день памяти всенародно любимого святого, Святого Василия. В его честь готовят специальный пирог, называемый его именем – «василопита», в который при выпекании прячут маленькую серебряную монетку. Каравай разрезается во время новогоднего празднества: тот, кому она попадётся, считается счастливым и удачливым на весь будущий год.
«Василопиты» с монетками продаются в конце декабря во всех магазинах, супермаркетах и булочных Греции.
В торжественный момент разрезания «Василопиты» придерживаются особого ритуала. Первый кусок предназначен Христу или Святому Василию. Далее - всем членам семьи по возрасту (даже тем, кто отсутствует). Если монетка достанется Христу или Святому Василию, на неё покупают в церкви лампадку, которую зажигают перед иконостасом. Если монета достанется отсутствующему члену семьи, на неё покупают свечку, зажигают ее в честь Св. Василия и просят святого охранять его, а также побыстрее вернуть в семью живым и здоровым.
"ВАСИЛОПИТА"
Ингредиенты
250 гр.масла
300 гр.сахара
4 яйца
125 мл.апельсинового сока
125 мл.молока 3.5%
1 пакетик ванильного сахара
400 гр.самовосходящей муки/или 400 гр.обычной+1.5 ч.л.пекарского порошка/
цедра 1.5 апельсина
форма диаметром 26 смазанная маслом и присыпанная мукой
Способ приготовления
взбить миксером масло постепенно добавляя сахар, ввести по одному яйцу постоянно взбивая миксером, добавить ваниль и цедру, постепенно вливая молоко и сок продолжать взбивать на малой скорости. Просеянную муку добавляем порциями и постоянно перемешиваем лопаточкой, получается густое тесто, чуть гуще.чем на оладьи.
Помещаем тесто в форму и выпекаем про 190" на средней полке минут 40-50 всё зависит от вашей духовки, если верх быстро зарумянится прикрыть фольгой, проверяем готовность. Пирогу дать остыть, освободить от формы, монетку или "фант" на ваше усмотрение завернуть в фольгу и воткнуть поглубже снизу пирога.

«Христопсомо», хлеб Христа Ещё одна местная традиция - приготовления Хлеба Христова продолжает соблюдаться достаточно широко, хотя и не повсеместно в Греции. Приготовление «Христопсомо» требует большого внимания и благоговейного отношения. Он печётся накануне Рождества. Хлеб Христа считается священной традицией во многих греческих православных домах, и говорят, что от старательности, с которой он приготовляется, зависит благосостояние дома в наступающем году. Для христопсомо используются только самые чистые и самые дорогие ингредиенты. Хлеб часто украшают разнообразными фигурками из теста (лодками, домашними животными и т.п.), пытаясь повлиять этим на судьбу и принести семье достаток. Рецепты разные, но всегда на хлеб наносится изображение креста.
В день Рождества за праздничным столом глава семейства берёт Хлеб Христов, наносит на него знамение креста и, преломив его, раздаёт кусочки всем членам семьи и приглашённым. Это символизирует тот момент на Тайной Вечере, когда Христос, преломив хлеб, раздал его ученикам, совершив Первое Причастие. Хлебом делятся с бедными и нищими, его дают даже домашнему скоту. Иногда хлеб Христа сохраняют до следующего года.

«Христопсомо», хлеб Христа
Ингредиенты
700 гр.муки
1/2 ч.л.соли
1 ч.л.сухих дрожжей
125 мл.тёплой воды
125 мл.тёплого красного вина/можно белого/
цедра 1 апельсина
50 мл.апельсинового сока
3 ст.л.коньяка
75 мл.ол.масла/любого/
75 гр.сахара
1/2 ч.л. корицы
1/4 ч.л.молотой гвоздики
1/4 ч.л.мускатного ореха
2 ст.л.молотых фисташек
100 гр.рубленых грецких орехов
100 гр.изюма
50 гр.кедровых орешков
для верха:
1 грецкий орех очищенный от скорлупы
немного молока для смазки
кунжут
Способ приготовления: развести дрожжи с 1 ч.л.муки в половине тёплой воды (поставить на 10 мин. в тёплое место до образования пузырьков) просеять 3/4 всей муки +1/2 ч.л. соли. В центр миски вылить дрожжи, остальную тёплую воду и вино, замесить тесто и поставить в тёплое место на 1.5-2 часа (объём его должен увеличиться в два раза). В отдельной миске смешать: сахар, изюм, орешки и пряности.
Поднявшееся тесто хорошо обмять, добавить оставшуюся муку, масло, апельсиновый сок и цедру. Добавить орехово-пряную смесь и снова замесить тесто ( минут 7-10), накрыть тесто и дать постоять ему 30 минут. Сформировать из теста круг, выложить на противень застеленный пекарской бумагой, накрыть полотенцем и оставить в тепле до увеличения объёма в два раза. На подошедшем тесте нанести крест острым ножом, в центр поместить грецкие орехи, смазать молоком и посыпать кунжутом. В духовку поместить емкость с водой и нагреть её до 230", поставить выпекаться хлеб при таком режиме минут 15, затем убрать ёмкость, снизить температуру до 200" и выпекать ещё 25 минут.




Спасибо сказали:
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение

Сообщений в этой теме


Ответить в данную темуНачать новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 

RSS Текстовая версия Сейчас: 15.4.2025, 6:27